суббота, 2 октября 2021 г.

Один и руны

 Многие камни, помимо надписи, несут еще и рельефные изображения, представляющие, как правило, богов и героев. Так, на памятном камне с острова Готланд (VIII в. от Р.Х.) изображены Один, въезжающий на прекрасном восьминогом коне — Слейпнире — в свои владения, Вальхаллу, чертог павших воинов, и встречающая его валькирия, крылатая «дева боя» (илл. 2)

138

Знаю, висел я

в ветвях на ветру

девять долгих ночей, 

пронзенный копьем, 

посвященный Одину, 

в жертву себе же, 

на дереве том, 

чьи корни сокрыты

в недрах неведомых. 

139 

Никто не питал, 

никто не поил меня 

взирал я на землю, 

поднял я руны, 

стеная, их поднял, — 

и с дерева рухнул

140 

Девять песен узнал я

от сына Бельторна, 

Бестли отца, 

меду отведал

великолепного, 

что в Одрерир налит.

141 

Стал созревать

я

и знания множить, 

расти, процветая; 

слово от слова

слово рождало; 

дело от дела

дело рождало. 

142 

Руны найдешь и постигнешь знаки, 

сильнейшие знаки, 

крепчайшие знаки, 

Хрофт их окрасил, а создали боги, и Один их вырезал. 

143 

Один

у асов, 

Дайн

у альвов, 

Двалин

у карликов, 

у етунов Асвид, и сам я их резал. 

144 

Умеешь ли резать? 

Умеешь разгадывать? 

Умеешь окрасить? 

Умеешь ли спрашивать? 

Умеешь молиться и жертвы готовить? 

Умеешь раздать? 

Умеешь заклать?

145 Хоть совсем не молись, 

но не жертвуй без меры, 

на дар ждут ответа; 

совсем не коли, 

чем без меры закалывать. 

145а Так вырезал Тунд

до рождения людей; 

вознесся он там, 

когда возвратился. 

Человек, знакомый с древнескандинавской поэзией и мифологией, разберется в этом тексте без особых проблем, но для читателей, впервые сталкивающихся с подобными произведениями, необходимы некоторые пояснения


НЕОБХОДИМЫЕ КОММЕНТАРИИ: 

1. стр.138. «На дереве том...» и далее — речь идет о Древе Мира, 

Ясени Иггдрасиль. 

2. стр.140. Речь идет о мифе, согласно которому

бог Один приобрел магическую способность говорить стихами, отведав волшебного меда великанов. 

3. стр. 142. Хрофт — одно из имен Одина, 

4. стр.143. Асы — общее название скандинавских богов; самое слово

это — «oss» — переводят как «бог». 

Альвы — другая группа богов. 

Карлики — народ, сотворенный раньше людей. (Быть может, более

уместно здесь было бы слово «гномы», но уж слишком оно

33 

испачкано современными представлениями о гномах, вынесенными

из позднейших сказок). 

Етуны — великаны; иногда скандинавская традиция обозначает их

термином, по звучанию и смыслу схожим с современным русским

«снежный человек

5. стр.144. «Умеешь ли резать...» — имеется в виду — резать руны, 

«...разгадывать» — разгадывать значение рун и их комбинаций, 

«...окрасить» — руны окрашивались, как правило, кровью

«...спрашивать» — спрашивать ответа у богов; может быть, имеется

в виду мантическая (гадательная) функция рун; может быть, какая-то

медитативная техника, «...раздать» — раздать приготовленную

жертву (например, священное пиво), неясно только кому — богам

или участникам жертвоприношения (братчины)? Впрочем, возможно

— и тем, и другим. 

6. стр. 145а. Тунд — одно из имен Одина.

Итак, перед нами фрагмент из Codex Regius 2365. Что он собою представляет? Несомненно, это культовое поэтическое произведение скандинавского язычества. Вероятно, его исполнял жрец при

отправлении какого-то религиозного обряда, причем строфы 138—

141 произносились от имени Одина, а строфы 142—145а — от имени

самого жреца.

Таким образом, языческая традиция связывает появление рун

с богами, конкретнее — с Одином, и здесь, на рунах, пересекаются

два мира: Мидгард — мир людей (дословно — «средний град») и

мир богов. 

Необходимо небольшое отступление в область языческой

теологии. Дело в том, что не все языческие боги изначально были

богами в привычном смысле этого слова. Так, «Сага об Инглингах» 

описывает Одина как вполне «земного», реального человека, вождя

народа асов. Столицей этого народа был Асгард, прототипом которому послужил Асгард небесный. Но об этом чуть позже. Что же касается Одина (и не только его), то богом он стал значительно позже, 

после смерти здесь, в Мидгарде, и возрождении в Асгарде небесном. 

Еще при жизни Одина и его ближайших родственников и сподвижников люди относились к ним как к личностям божественным (аватарам, говоря современным эзотерическим языком), а после ухода их из Мидгарда потомки Одина и тогдашних асов — скандинавы (и

германцы вообще) обожествили их окончательно, подобно тому, как христиане обожествили многих своих святых. 

Чтобы получить знание рун, Один принес себя в жертву, пронзив себя копьем и «приколовшись» им к дереву. Позднее это дерево стало ассоциироваться с Древом Жизни — ясенем Иггдрасиль. 

Старшая Эдда сохранила об этом приведенные выше строфы. 

Самое интересное в них — строки 5-я и 6-я строфы 138: 

«...посвященный Одину, в жертву себе же..." Исследователи, воспринимающие Эдду лишь как литературный памятник, либо обходят

эти строки стороной, либо трактуют их буквально. Между тем, здесь все просто. «Посвященный Одину» — тому Одину, который не покидал Асгарда небесного, Тому, Чьим воплощением в Мидгарде

был Один земной. Сравните слова «...в жертву себе же...» и слова

Христа: «Я и Отец — одно» (Иоанна, 10:30), и все станет ясно. 

Вернемся от теологии к делам Мидгарда. 

Итак, жертвоприношение Одина принесло руны в мир явленный, в Мидгард. 

Один воспринял это знание и передал его своим соплеменникам — асам. 

Благодаря исследованиям В.И. Щербакова (см., например, «Асгард и ваны», в кн. «Дорогами тысячелетий», М., 1989, и др.) сейчас мы

уже знаем, что это за народ — асы, и где был его главный город Асгард. 

Щербаков убедительно доказал тождественность страны асов и Парфии, государства в Средней Азии, основанного скифами в III в. 

до Р.Х., а всего через столетие ставшего мировой державой. Он же определил и местонахождение столицы асов — Асгарда. 

 Сейчас это городища Нисы, изученные советскими археологами в 1930 г.. До

настоящего времени донесла столица Туркмении, рядом с которой расположены городища, это древнее имя — Ашхабад; слово это

(иначе — Асхабад) означает то же, что и Асгард — город асов. 

Как рассказывает Снорри, «Одину и его жене было пророчество, и оно открыло ему, что его имя превознесут в северной части

света и будут чтить превыше имен всех конунгов.  

Поэтому он вознамерился отправиться в путь...». На рубеже н.э. под предводительством Одина асы совершили переход из Средней Азии на далекий

европейский Север, куда они принесли свою культуру и свою религию. Именно к этому времени — начало н.э. — относится появление

в Северной Европе искусства использования рунических знаков и

возникновение классического общегерманского рунического строя Футарха.

Впрочем, я вовсе не хочу сказать, что асы принесли знание

рун из Парфии. Вовсе нет — в Парфии, судя по всему, рунической

письменности никогда не было (парфяне использовали арамейские

знаки). Футарк был создан именно в Скандинавии, и истоки его лежат не в Средней Азии, а в совершенно других странах. 

В научных кругах вопрос о происхождении Футарка до сих

пор остается открытым, хотя большинство специалистов склоняются

к одному, отвечающему на мой взгляд истине, мнению. Существуют

алфавиты, знаки которых очень близки к знакам Футарка, — это алфавиты древнего населения североиталийских земель. Илл.18 и 19 

представляют этрусские предметы, надписи на которых сделаны

этими североиталийскими алфавитами. Сходство с Футарком бросается в глаза, хотя, разумеется, это всего лишь пример, а не доказательство. Но проведенный специалистами анализ алфавитов и их

развития действительно подтверждает такую версию о происхождении Футарка. 

Вполне естественно задаться теперь вопросом: если рунические знаки имеют такое происхождение, то что же получил Один, 

совершив свое жертвоприношение? Ответ прост. Несомненно, Один

знал эти знаки и до своего девятидневного висения на дереве. Откровение же принесло ему знание рун как знаков сакральных, так

узнал он их силу и научился ее использовать — так родилось руническое иску

Комментариев нет:

Отправить комментарий