суббота, 2 октября 2021 г.

ГЛАВА 3. МАНТИКА И МАГИЯ ОТДЕАЬНЫХ РУН

 

Руническая магия чрезвычайно многогранна; область применения рун простирается от таких сияющих высот, какие занимает, 

например, Каббала в еврейском мире, до простейших магических

действий, совершаемых деревенской колдуньей. Прежде всего необходимо отметить, что 24 руны по отдельности и рунический строй из

24 рун — вещи разные. 

Имея божественное происхождение и являясь священным знаком, каждая отдельная руна обладает определенным запасом магической силы и способностью связать нас с тем или

иным эгрегором или божеством. 

Совокупность же рун, вместе с их

силой и связями, образует уже магическую систему, имеющую собственный мощный эгрегор и связанную с определенными Силами

мира. 

Сейчас известно несколько таких систем, называемых иногда

«замкнутыми ассоциативными системами». 

Одна из древнейших таких систем — 22 карты Старших Арканов Таро. Кроме того, можно

вспомнить и 22 буквы священного еврейского алфавита, и 64 гексаграммы Китайской Книги Перемен. 

Есть сведения, что и кириллица

— старый ее вариант, содержащий 43 буквы — является такой системой (см, например, Зиновьев «Тайнопись кириллицы», Владимир, 

1991). 

 

Приведенные примеры могут навести на мысль, что подобные системы — это системы гадания. Это не так, вернее, не совсем

так. Любая из этих систем действительно может быть применена в

мантических целях; в этом смысле их можно определить как системы, содержащие знаки и их значения, комбинациями которых описывается любая возможная ситуация.

 В процессе гадания каждый знак такой системы открывает определенную дверь в мир ассоциаций, на основе которых гадатель с помощью своего опыта и делает

предсказание. 

На более тонком уровне такие системы являются основой для более или менее точного описания мира. 

Так, на еврейский алфавит во многом опирается Каббала; на Арканах Таро. возможно, базировалась, в свое время, эзотерика Египта; восемь триграмм, являющиеся основой Книги Перемен, участвуют во многих китайских философских концепциях и построениях. 

В связи со сказанным становится ясно, что человеку, желающему работать с рунами — неважно, в мантической ли области или в

области практического их применения — необходимо проложить собственную тропку к дверям в мир ассоциаций и образов, открываемым рунами.

Читателям, знакомым с работами К. Кастанеды, будет проще понять это — каждой руне соответствует определенный

сдвиг человеческой точки сборки от ее среднего положения Сдвиги

точки сборки, соответствующие рунам, невелики, но прочувствовать

их непросто. 

Во второй части книги, содержащей разделы, посвященные отдельным рунам, я постараюсь дать возможность сделать

это. 

 

Скажу несколько слов о рунической мантике (подробно этот вопрос рассмотрен у Ральфа Блюма в его «Книге Рун» (London, 

1982)). Прежде всего отмечу, что руны никогда не предскажут вам что-либо вроде «любви такой-то дамы, а затем дальней дороги и казенного дома в конце». 

Руны могут и не дать вам ответ на слишком

конкретно поставленный вопрос, но зато, если вы хорошо протоптали упомянутые выше тропы, они по возможности точно опишут ситуацию, в которой вы находитесь, а если это необходимо — и ситуацию, которая может последовать (именно «может» — помните, ничто не предопределено!). Говоря вообще, вы можете задавать рунам

любые вопросы, лишь имейте в виду, что их ответы всегда ситуативны, всегда описывают ситуацию или состояние. Представьте, что

события и ситуации могут, как и люди, иметь настроение — именно

это «настроение событий» и выдаст вам Футарк. 

Изготовьте для себя комплект рун Футарка, вырезанных на кусочках дерева, коры или глины. Ни в коем случае не пользуйтесь

синтетическими материалами и не доверяйте свои руны никому другому — они должны знать только ваши руки. 

Сложите их в мешочек

— опять же, не надо полиэтилена! — пусть он будет хлопчатобумажным или кожаным, а если вы сумеете вышить его или украсить

каким-либо иным способом — то совсем хорошо. Не стоит показывать этот мешочек и его содержимое кому бы то ни было, также как

и рассказывать о ваших успехах и достижениях: 

  

Вот что отвечу, 

когда вопрошаешь

о рунах божественных, 

что создали Сильные, 

а вырезал Вещий: 

благо в молчанье. 

 (Речи Высокого, 80) 

НЕОБХОДИМЫЕ КОММЕНТАРИИ: 

1. Сильные — хейти (см. гл. 5) богов. 

2. Вещий — одно из имен Одина. 

Не стоит задавать рунам слишком много вопросов за один раз. Лучше, если вы сосредоточитесь на какой-то одной проблеме и

зададите 2—3 вопроса, касающиеся ее, например: ситуация сейчас; 

ситуация, которая может последовать;

 оптимальный вариант действий. 

Сформулировав проблему и вопрос, не глядя, достаньте из мешочка одну руну, положите ее перед собой. Помните, что перед вами не просто знак, по которому нужно отыскать ответ, но врата, открывающие путь к размышлению и осознанию ситуации. Руна может оказаться перед вами и в перевернутом положении — ответ, 

подсказываемый ею, сильно зависит от этого. 

Обратимся теперь к практической стороне рунической магии. 

В целом, руническая магия имеет три основных раздела, взаимосвязанных и взаимопроникающих: использование отдельных рун, 

использование комбинаций рун — искусство эрилей, и, наконец,

 искусство скальдов. 

Несомненно, искусство применения отдельных рун — наиболее древнее и распространенное, им владели не только жрецы, но и простые люди. Руническая мантика, описанная

выше, также относится к этому разделу рунического искусства. 

Есть основания полагать, что и мантика, и магия отдельных рун были

широко распространены в древнем мире, в том числе и у славян. 

Вспомним злополучные слова монаха-черноризца Храбра (IX в.), на

которых православная церковь базировала и базирует утверждение о

неграмотности славян до Кирилла и Мефодия: «Пръжде убо словене

неймъаху письменъ, ну чертами и резанми гадааху погани сущи». 

С первой частью этой фразы, насчет «неймъаху письменъ», я еще поспорю, в том числе и на страницах этой книги (ибо это имеет прямое

отношение к руническому искусству), а вот вторая половина сомнений, пожалуй, не вызывает. Хотя, боюсь, достоверно восстановить

мантическую систему «черт и рез» древних славян сейчас уже невозможно — по крайней мере, если к этому не дадут толчок новейшие археологические открытия. 

Итак, искусство применения отдельных рун. 

Суть его заключается в том, что каждая руна, будучи начертана, оказывает определенное воздействие на мир. 

Чертили руны на чем угодно. В случае

опасности можно, например, начертить руну защиты — руну Альгиз

(Футарк, 15) — просто в воздухе перед собой. Классически, руны

вырезают на кусочке дерева или кости.

 В древности зачастую их еще

и окрашивали кровью (того, кто их резал). 

Интересное упоминание об этом искусстве сохранила для нас

Старшая Эдда — рукопись Codex Regius 2365 («Речи Сигрдривы»):

6 Руны победы, 

Коль ты к ней стремишься, 

вырежи их на меча рукояти

и дважды пометь

именем Тюра! 

7 Руны пива

познай, чтоб обман

тебе не был страшен! 

Нанеси их на рог, 

на руке начертай,— 

руну Науд — 

на ногте, 

9 Повивальные руны

познай, если хочешь

быть помощь при родах! 

На ладонь нанеси их, 

запястья сжимай, 

к дисам взывая. 

10 Руны прибоя

познай, чтоб спасать

корабли плывущие

Руны те начертай

на носу, на руле

и выжги на веслах,— 

пусть грозен прибой и черны валы,— 

невредимым причалишь. 

11 Целебные руны

для врачеванья

ты должен познать; 

на стволе, что ветви

клонит к востоку, 

вырежи их. 

12 Познай руны речи, 

если не хочешь, 

чтоб мстили тебе! 

Их слагают, 

их составляют, 

их сплетают

на тинге таком, 

где люди должны

творить правосудье. 

НЕОБХОДИМЫЕ КОММЕНТАРИИ: 

1. стр. 6. «имя Тюра» — руна Тейваз (Футарк, 17). 

Тейваз — готическая реконструкция имени этой руны, связанная с

саксонским именем Тюра — Тив. 

2. стр. 7. «руну Науд» — в буквальном переводе — «нужда», в готической реконструкции — Наутиз (Футарк, 10). 

3. стр. 9. Дисы — боги, в свое время воплощенные в Миргарде — 

сподвижники Одина и его родственники. 

4. стр. 12. Тинг — в странах Скандинавии в древности народная

сходка, нечто похожее на новгородское вече — собрание свободных

воинов, жрецов и землевладельцев.


Приведенному тексту свойственны некоторые черты, характерные для всей древнескандинавской поэзии вообще, и затрудняющие современному читателю восприятие смысла текста. 

Так, например, при чтении стр.7 может показаться, что речь здесь идет о разных рунах — о «рунах пива», которые следует нанести на рог и на

руку, и о руне Науд. Это неверно. Дело в том, что для древнескандинавских поэтических текстов чрезвычайно характерно переплетение

двух нитей повествования, когда части одного предложения разрывают другое, гак бы «вплетаются» в него. 

В данном случае, слова

«руну Науд» относятся к первой половине строфы, вторая же половина должна пониматься непрерывно — на рог, на руку, на ноготь. 

Таким образом, руна Науд и есть та самая руна пива. Это же относится и к строфе 6. 

Отрывок этот приведен здесь для того, чтобы создать у читателя представление о том, что такое магия отдельных рун. 

Как уже говорилось выше, каждая руна связана у мага с определенным набором ассоциаций, т.е. с некоторым сдвигом его точки сборки, положение которой определяет восприятие мира. 

Набор ассоциаций, связанный с руной, позволяет магу оценивать и описывать ситуацию в

процессе расшифровки результатов гадания; он же позволяет ему и

понимать силу, стоящую за руной, и, следовательно, выбрать ту или

иную руну, воздействие которой наиболее близко к тому изменению, 

которое маг хочет произвести.

 В идеале оба этих процесса (мантический и магический) полностью нементальны, т.е. толкование гадательных рун и выбор той или иной руны для практического применения

46 

осуществляются исключительно за счет того, что обыденно мы называем интуицией. 

Однако, для человека, только начинающего работать с рунами, это весьма проблематично, и я рекомендую не чертить, даже в воздухе, тех рун, содержание которых вы поняли (душой, а не разумом) еще не полностью, без оглядки во вторую часть книги, где по мере возможности, описано действие каждой руны. 

Приведу несколько примеров. 

Пример 1. Вы ощущаете себя на пороге. Всем своим существом вы чувствуете, что стоит сделать шаг, и все изменится. Но перед вами словно упругая стена, и сколько вы не заносите ногу, чтобы

сделать этот решающий шаг, мягко, но властно вас отталкивают назад. 

Рекомендация: вырежьте на кусочке дерева руну Дагаз (Футарк, 24) и носите ее с собой.

 На листе бумаги сделайте большое изображение той же руны и повесьте лист у себя на работе, в кабинете или дома — так, чтобы он часто был у вас перед глазами. 

Пример 2. События несутся невероятным потоком, лавиной обрушиваются на вас Все происходит слишком быстро для того, 

чтобы вы смогли отреагировать. Вы нервничаете; вы ничего не успеваете.

 Рекомендация: носите с собой изображение руны Иса (Футарк, 11); изредка, расслабившись и сосредоточившись, чертите ее в

воздухе перед собой пальцем или ладонью, помня, что ее имя означает «лед». И не забудьте осознать, что адресуете эту руну событиям, а не себе самому — иначе вы рискуете получить результат, обратный ожидаемому.

Пример 3. Все плохо; все валится из рук. Друзья разочаровывают, любимые отворачиваются; будущее — неясно и сумрачно. Рекомендация: используйте руну Тейваз (Футарк, 17) так же, как руну

Дагаз в первом примере. Помните, что это — руна воина, и будьте

уверены в себе. 

 * * * 

Необходимо отметить два важных момента. Во-первых, действие руны во многом зависит от того, насколько четко вы понимаете и ощущаете вложенную в нее силу, насколько хорошо вы проложили тропку к свойственному для ее взаимодействия с вами набору

ассоциаций. Во-вторых, ни одна из рун ничего за вас не сделает. На примере с руной Дагаз — руна поможет вам убрать стоящую передвами стену, но, сколько бы вы не смотрели на эту руну, она не сделает за вас решающего шага. 


Комментариев нет:

Отправить комментарий