вторник, 5 октября 2021 г.

ГЛАВА 4. МАГИЯ САКРАЛЬНЫХ СЛОВ

 

С развитием рунической магии появился новый ее вид — искусство создания комбинаций рун (коротких рунических заклинаний, или, как иногда говорят, сакральных слов и формул). 

Маги, владевшие этим искусством, назывались эрилями. 

«Коварным называюсь, вороном называюсь, я, эриль, вырезаю руны» — гласит одна

шведская руническая надпись VI в.. 

Точная датировка появления

этого раздела рунической магии в Северной Европе весьма затруднительна, однако можно, пожалуй, утверждать, что первые рунические заклинательные слова были созданы не раньше, чем через столетие после формирования Футарка. 

Суть этого сложного искусства, бывшего и остающегося достоянием очень немногих людей, связана с тем, что действие рун не

аддитивно — например, две руны, вырезанные вместе, имеют действие, отличное от суммарного действия тех же рун, вырезанных отдельно. 

Нужно отметить, что не любая, конечно же, комбинация рун является сакральным, заклинательным словом.

 О некоторой части случайным образом подобранных комбинаций из нескольких рун

можно сказать, что действие этих комбинаций отличается от суммарного действия слагающих их ровно в 10 раз больше, чем число рун в рабочей комбинации. 

Что все это значит и какой в этом смысл — остается загадкой, так же, как и назначение рабочей комбинации рун на другой стороне камня.

Интересная рабочая комбинация рун применена неким Сигимаром при создании им рунического камня. 

На одной стороне камня

этот эриль вырезал текст (илл. 23) следующего, довольно стандартного содержания (часть его, к сожалению, стерта): 

«Я, Сигимар, 

……………... 

воздвигнул я камень» 

На второй стороне вырезана комбинация, состоящая из двух

троек рун Кено (Футарк, б) и четырёх рун Иса (Футарк, 11) 

С определенной долей вероятности мне удалось восстановить

назначение камня. 

Говоря современным языком, это камень для медитаций или совершения магических операций. По принципу действия рабочая комбинация рун этого камня занимает среднее положение между магией отдельных рун и магией их заклинательных комбинаций. 

Действие обеих рун здесь практически таково же, как если бы они были употреблены отдельно, и, в то же время, именно взаимное их воздействие создает необходимый эффект. Многократность

их начертания связана с неким подсознательным представлением (не беспочвенным, вероятно) об усилении воздействия дважды или трижды начертанной руны. 

 

Руна Иса здесь создает необходимую базу, замораживая, «останавливая» мир для человека, ищущего у этого камня помощи, способствуя должному очищению и успокоению его ментала (и астрала, вероятно, тоже). 

Руна Кено, руна воплощения, а на более психологически тонком уровне — руна раскрытия, является здесь действующей. 

Она способствует достижению цели, поставленной перед собой человеком, пришедшим к камню. 

Если человек молится, руна помогает ему раскрыться вовне — к Богу, если медитирует — раскрыться

внутрь, заглянуть в глубины собственного существа. 

Если же человек творит магию, руна Кено способствует воплощению в реальность его замыслов. 

Приведенные выше примеры могут создать впечатление, что

большинство рунических надписей, в том числе и магических, расшифрованы и поняты, если не специалистами по прагерманским

языкам, то, хотя бы, современными магами. 

На самом деле это далеко не так. 

Многие рунические памятники представляют собой абсолютную загадку, подобраться к решению которой на настоящий момент еще не удалось, многие надписи поддаются прочтению и пониманию лишь отчасти, и, наконец, большое количество надписей, даже переведенных, до сих пор скрывают от нас свой смысл. 

  

 Примеры использования искусства построения рунических заклинательных слов можно найти в древнескандинавской литературе. 

В «Саге об Эгиле», самом, пожалуй, знаменитом скандинавском

евце и воине, рассказывается следующее. Однажды на пиру Эгилю

поднесли рог, наполненный брагой. Эгиль, подозревавший, что его

могут отравить, вырезал на роге руны и окрасил их собственной кровью. К браге действительно был примешан яд, и рог разлетелся на куски в руках у Эгиля.

 А однажды в своих скитаниях Эгиль

встретил родителей девушки, которая давно и тяжело болела. Зная, что Эгиль владеет магией, родители попросили его вылечить девушку.

 Эгиль согласился и, войдя в дом, обнаружил в кровати девушки рыбную кость с рунической надписью, которую, по словам родителей, вырезал местный эриль, чтобы уничтожить болезнь. 

Эгиль разобрал руны, и оказалось, что комбинация была подобрана неверно, 

в результате чего девушка не только не выздоровела, но и заболела

еще тяжелее. 

Тогда Эгиль уничтожил старую надпись и вырезал новую. Вскоре девушка поправилась.

Более того, существуют рунические надписи, 

в которых Футарк сам по себе выступает как некое магическое заклинательное средство:

 известно, по меньшей мере, полдесятка памятников, содержащих в качестве действующей комбинации рун простое перечисление рун Футарка. 

Говоря о рунических камнях, нельзя не упомянуть о таких

замечательных памятниках, как языческие алтари — жертвенные камни. 

  Ярким примером может послужить «плита Хрорара», надпись на которой гласит: 

«Я, эриль Хрорар, 

сын Хрорара, 

сделал эту жертвенную плиту…». 

(Конец надписи не совсем ясен). 

На другой стороне надписи

нанесена комбинация из четырех рун: «г m th é». Современные специалисты безуспешно бьются над ее переводом, но, боюсь, достичь успеха здесь не удастся — это сочетание вряд ли имеет лексическое значение, о чем говорит хотя бы употребление руны Эйваз (Футарк, 13), руны сугубо магической, в текстах встречающейся крайне редко. Несомненно, это магическая комбинация рун, составленная и вырезанная эрилем Хрораром, но воздействие и назначение ее не ясно. 

Интересно, что надпись Хрорара содержит ровно 40 знаков. Число

это не случайно, так как в тексте дважды употреблены «совмещенные руны», т.е. знаки, несущие в себе сразу две руны, — явный признак того, что длина надписи подгонялась по


Комментариев нет:

Отправить комментарий